МБОУ Гимназия имени А.И. Яковлева
г. Урай, ХМАО-Югра
  • Функциональная грамотность

    Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования.

    Министерство просвещения РФ приоритетной задачей видит повышение качества образования в ходе внедрения ФГОС и формирования функциональной грамотности учащихся с учетом перспективных направлений развития отечественных и международных исследований.

    В этой связи, в рамках реализации национального проекта «Образование», Минпросвещения России реализуется комплекс мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся.

    «​​Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

    Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

    ​​Составляющие функциональной грамотности

    1. ​​Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

    2. ​​Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

    3. ​Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. ​Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

    5. ​​Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    6. ​Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

    Федеральный уровень

    Региональный уровень

    Муниципальный уровень

    Школьный уровень

    Иные ресурсы и полезные ссылки по формированию и оценке функциональной грамотности

    Методическое обеспечение

    Рекомендации для учителей

    Функциональная грамотность. Банк учебных заданий. Руководство пользователя.

    https://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/1456-funktsionalnaya-gramotnost/7739-bank-zadanij-dlya-formirovaniya-funktsionalnoj-gramotnosti-2 - Банк заданий для формирования функциональной грамотности

    https://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/1456-funktsionalnaya-gramotnost/7580-normativnoe-obespechenie - Нормативное обеспечение

    https://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/1456-funktsionalnaya-gramotnost/7733-metodicheskij-abonement - Методический абонемент

    https://iro86.ru/index.php/2015-04-23-09-26-58/1456-funktsionalnaya-gramotnost/7735-poleznye-ssylki-2 - Полезные ссылки

    АУ «Институт развития образования» информирует о состоявшемся 10 ноября 2021 года вебинаре федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» для учителей биологии, физики, химии по теме «Использование в учебном процессе КИМ, сформированных на базе банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности».

    Методическим центром по финансовой грамотности «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (далее – Центр) подготовлены и опубликованы для свободного доступа видеоматериалы для педагогов по формированию финансовой грамотности младших школьников на уроках математики и окружающего мира, включению финансовой грамотности в предметы «Математика», «Обществознание» и «География». Так же Центром собрана самая масштабная в России библиотека методических материалов по финансовой грамотности для обучения различных категорий учащихся. Информация о методических материалах и мероприятиях Центра размещена на сайте: https://fmc.hse.ru/.

    Из опыта работы

    Буклеты:

    Презентации:

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie