МБОУ Гимназия имени А.И. Яковлева
г. Урай, ХМАО-Югра
  • Инклюзивное образование

    В современном мире интеграция детей с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения – это глобальный общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Его основой является готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.

    Социальная инклюзия во все большем числе стран мира рассматривается как одна из важнейших линий общественного развития. Именно образование является тем ключевым фактором, который способствует осуществлению социальной инклюзии детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование представляет большие возможности и открывает новые перспективы для социального развития общества.

    Вместе с тем, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов пока сохраняется значительное неравенство в обеспечении их прав на получение необходимого для успешной социализации образования, что обусловлено не только отсутствием необходимых ресурсов. Во многом это инерция мышления педагогов и родителей, непонимания в обществе важности развития инклюзии в системе образования, отсутствие необходимой нормативно-правовой базы.

    Начавшийся в России в 90-тых годах интеграционный процесс в настоящее время приобрел признаки устойчивой тенденции, обусловленной, с одной стороны, демократическими преобразованиями в обществе, а с другой - реформами в сфере образования.

    — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.

    — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.

    В числе положительных моментов внедрения инклюзии в школы отмечают повышение качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, успешную адаптацию их к социуму.

    На основании приказа Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры от 17 июля 2014 г. №944 «Об утверждении муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в качестве площадок по созданию универсальной безбарьерной среды в 2014 году» МБОУ Гимназия включена в число базовых общеобразовательных организаций, в которых проводятся мероприятия по созданию универсальной безбарьерной среды для совместного обучения детей-инвалидов, с детьми, не имеющими нарушения развития в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

    МБОУ Гимназия имени А.И. Яковлева является опорной площадкой в городе для обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

    Нормативные документы

    Министерством образования и науки Российской Федерации принято ряд нормативных документов по вопросам инклюзивного образования, ряд документов пока находятся в формате проектов. Это:

    1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

    2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

    3. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

    4. Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

    5. Постановление правительства Ханты-мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 г. N 430-п О государственной программе Ханты-мансийского автономного округа – Югры "Доступная среда в ханты-мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы".

    6. Постановление Правительства ХМАО-Югры от 13.12.2013 г. N 543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

    7. Приказ ДОиМП №1138 Об утверждении примерных учебных планов.

    8. Алгоритм действий по реализации права родителей (законных представителей) детей-инвалидов, получающих услуги в образовательных организациях и организациях социального обслуживания, на трудоустройство по должности "тьютор", "ассистент (помощник)".

    Нормативная база школы по вопросам инклюзии

    • Все документы
    • Рабочие программы
    • Локальные нормативные акты
    • Образовательные программы
    • Инклюзивное образование

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie